Маслинетца

История праздника

Масленица - один из русских календарных праздников. В этот день празднуются проводы Зимы и встреча Весны.

Кроме того, Масленица, как может быть не всем известно, это персонаж славянской мифологии. Масленица воплощает в себе сразу трех персонажей: Плодородие, Зиму и Смерть. Само название праздника еще в древние времена было перенесено на антропоморфный персонаж, который в самом начале праздника торжественно встречали с величальными песнопениями на горке.

Имя Масленицы носит и чучело из соломы, которое обряжают в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках (от блина, круглого и масляного и образовалось название и праздника, и персонажа). С этим чучелом весело проводили время всю масленичную неделю: с ним разъезжали на тройках, а в конце праздника хоронили Масленицу или провожали, разрывая чучело в мелкие клочья на краю села. Но, чаще всего, чучело Масленицы сжигали на весело горящем костре, который разводили обязательно "на горке" - на какой-нибудь возвышенности. Аналогичные похороны устраивали и другим персонажам славянской мифологии - болгарского Германа, русских Кострому и Ярилу.

У южных и западных славян празднику Масленицы соответствовал Запуст у поляков, Менсопуст и Кукер у болгар. У словаков и чехов Масопуст оканчивался обрядовым "выносом Смерти" - символа зимы: этим символом, как правило, было соломенное чучело, которое называли Смертью, Мореной или Марженой. Эти имена восходят в древнеславянской богине смерти Маре или Марене.

Ритуальные похороны Масленицы всегда сопровождались процессиями ряженых, карнавалами, громким смехом, призывами Весны и демонстративными поношениями Масленицы в специальных куплетах. В этих песнях Масленицу обзывают (в связи с великим постом, который наступает сразу после обильных пиров масленичной недели) обманщицей, объедалой, блиноедой и другими обидными прозвищами. Соломенное чучело, наряженное в праздничную одежду или же в лохмотья, всей толпой выносили из селения и швыряли в воду или разрывали на части. Солому от распотрошенного чучела разбрасывали по полям для того, чтобы обеспечить хороший урожай и придать земле плодородие.

Традиции и забавы Масленицы+ обряды!

Даже те, кто уже «страшно далек от народа», наверняка знают, что бывает такое особенное время. В этом году масленица начинается 26 февраля и заканчивается 5 марта. Большинству из нас известно только, что «масленица = блины». Но интересно ведь узнать больше об этом древнем языческом празднике. В этом нам поможет этнограф и историк Максимов и его книга о традициях русских крестьян.
Итак, «Устанавливая сырную неделю с ее полускоромной пищей, православная церковь имела в виду облегчить христианам переход от мясоеда к великому посту и исподволь вызвать в душе верующих то молитвенное настроение, которое заключается в самой идее поста, как телесного воздержания и напряженной духовной работы. Но эта попечительная забота церкви повсеместно на Руси осталась гласом вопиющего в пустыне, и на деле наша масленица не только попала в число «праздников», но стала синонимом самого широкого безбрежного разгула».
Разгул – это уже обнадеживает. В чем же он проявляться должен? Прежде всего- еда: «семья среднего достатка в 5—6 душ затрачивает от 6 до 10 руб. на водку, рыбу, постное масло, гречневую муку и всякие сладости. А если к этому прибавить еще расходы на обновки бабам и девушкам, то будет вполне понятно, почему масленица называется разорительницей.» Вот эта последняя мысль кажется мне особенно плодотворной, несмотря на только что промелькнувшие день Св. Валентина и 8 марта... Таким образом закусив и нарядившись что же делать надлежит?

«Всюду весело, оживленно, всюду жизнь бьет ключом , так что перед глазами наблюдателя промелькнет вся гамма человеческой души: смех, шутки, женские слезы, поцелуи, бурная ссора, пьяные объятия, крупная брань, драка, светлый хохот ребенка. Но все-таки в этой панораме крестьянской жизни преобладают светлые тона: и слезы, и брань, и драка тонут в веселом смехе, в залихватской песне, в бравурных мотивах гармоники и в несмолкающем перезвоне бубенцов. Так что общее впечатление получается веселое и жизнерадостное: вы видите, что вся эта многолюдная деревенская улица поет, смеется, шутит, катается на санях. Катается особенно охотно: то там, то здесь из ворот вылетают тройки богачей с расписными, увитыми лентами дугами, или выбегают простенькие дровни, переполненные подвыпившими мужиками и бабами, во всю мочь горланящими песни.»

Ну с тройками конечно это вряд ли у нас с вами получится, но вот отличная идея, вполне осуществимая и сейчас: «съездки», т. е. грандиозные катания, устраиваемые в каком-нибудь торговом селе. До какой степени бывают велики эти «съездки», можно судить по тому, что, например, «в селе Куденском (Вологодской губернии и уезда) лошадей на кругу бывает от 600 до 800..» И если мы вместо шикарной тройки вообразим новенькую иномарку, а вместо крестьянской лошадки – подержанный жигуленок, представляете какой славный римейк мог бы получиться...

«Катают, как водится, всего охотнее молодых девушек, причем девушки, если их катает кучер из чужой деревни, должны напоить его допьяна и угощать гостинцами. Много катаются и бабы (причем, из суетного желания похвастать, подвертывают сзади шубы, чтобы показать дорогой мех, и никогда не надевают перчаток, чтобы все видели, сколько у них колец). Но всех больше катаются «новожены», т. е. молодые супруги, обвенчавшиеся в предшествовавший мясоед, так как обычай налагает на них как бы обязанность выезжать в люди и отдавать визиты всем, кто пировал у них на свадьбе.»

А вот каковы были мужские забавы на масленицу:
"И поныне устраиваются настоящие сражения, известные под невинным названием «игры в мяч». Состоит эта игра в следующем - в последний день масленицы парни и семейные мужики из нескольких окольных деревень сходятся куда-нибудь на ровное место (чаще всего на реку). Разделяются на две толпы, человек по тридцать каждая, и назначают места, до которых следует гнать мяч (обыкновенно сражающиеся становятся против середины деревни, причем одна партия должна гнать мяч вниз по реке, другая вверх). Когда мяч брошен, все кидаются к нему и начинают пинать ногами, стараясь загнать в свою сторону. Но пока страсти не разгорелись, игра идет довольно спокойно: тяжелый кожаный мяч, величиной с добрый арбуз, летает взад и вперед по реке, и играющие не идут дальше легких подзатыльников и толчков. Но вот мяч неожиданно выскочил в сторону. Его подхватывает какой-нибудь удалец, и что есть духу летит к намеченной цели. Еще 20—30 саженей, и ловкий парень будет победителем: его будут прославлять все окольные деревни, им будут гордиться все девушки родного села!.. Но не тут-то было. Противная партия отлично видит опасность положения: с ревом и криком она прорывается сквозь партию и со всех ног кидается за дерзким смельчаком.

Через минуту удалец лежит на снегу, а мяч снова прыгает по льду под тяжелыми ударами крестьянского сапога. Случается, однако, и так, что счастливец, подхвативший мяч, отличается особенной быстротой ног и успеет перебросить мяч на свою половину. Тогда противная партия делает отчаянные усилия и пускает в ход кулаки. Начинается настоящее побоище. Около мяча образуется густая толпа из человеческих тел, слышатся глухие удары ног, раздаются звонкие оплеухи, вырывается сдавленный крик, и на снегу то там, то здесь алеют пятна брызнувшей крови. Но осатаневшие бойцы уже ничего не видят и не слышат: они все поглощены мыслью о мяче и сыплют удары направо и налево. Постепенно над местом побоища подымается густой столб пара, а по разбитым лицам струится пот, смешиваясь с кровью...

Такой необыкновенный азарт этого русского «лаун-тениса» объясняется, тем, что проиграть партию в мяч считается большим унижением: побежденных целый год высмеивают и дразнят, называя их «киловниками» (очень обидная и унизительная кличка, обозначающая верх презрения). Наоборот, победители пользуются общим почетом, а парень, унесший мяч, положительно становится героем дня, с которым всякая девушка считает за честь посидеть на вечорках."

Наш деревенский карнавал начинается обыкновенно в четверг на масленой неделе. Парни и девушки делают из соломы чучело, одевают его в женский наряд, купленный в складчину, и затем в одну руку вкладывают бутылку с водкой, а в другую блин. Это и есть «сударыня-масленица», героиня русского карнавала. Чучело ставят в сани, а около него прикрепляют сосновую или еловую ветку, разукрашенную разноцветными лентами и платками. До пятницы «сударыня-масленица» хранится где-нибудь в сарае, а в пятницу после завтрака парни и девушки веселой гурьбой вывозят ее на улицу, и начинается шествие.

Во главе процессии следует, разумеется, «масленица», рядом с которой стоит самая красивая и нарядная девушка. Сани с масленицей влекут три парня. За этими санями тянется длинная вереница запряженных парнями же салазок, переполненных нарядными девушками. Процессия открывается песней, которую затягивает первая красавица с передних саней; песню дружным хором подхватывают остальные девушки и парни, и весь масленичный поезд весело и шумно движется по деревенской улице. Заслышав пение, народ толпой высыпает на улицу: ребятишки, взрослые и даже пожилые крестьяне и крестьянки спешат присоединиться к шествию и сопровождают «масленицу» до самой катальной горы, где «сударыня-масленица» и открывает катание.

Те самые парни, которые привезли ее на гору, садятся на сани, а прочие прикрепляют к саням салазки и целым поездом с хохотом, визгом и криком несутся по обледенелой горе вниз. Катанье обыкновенно продолжается до самого вечера, после чего «сударыня-масленица» снова водворяется в сарай. На следующий день, в субботу, «масленица» снова появляется на улице, но теперь уже в сани, вместо парней, впрягают лошадь, увешанную бубенцами, колокольчиками и украшенную разноцветными лентами. Вместе с «сударыней» опять садится девушка, но уже не одна, а с парнем, причем у парня в руках четверть водки и закуска (и то и другое покупают в складчину). За сани же, как и прежде, привязывают салазки, на которых попарно сидят девушки и «игровые» парни. Эта процессия с пением ездит по селу, причем парни пользуются всякой остановкой, чтобы выпить и закусить. Веселье продолжается до вечера, причем в катанье принимают участие не только девушки, но и женщины. Женщины катаются вместе с «сударыней-масленицей», не столько ради удовольствия, сколько для того, чтобы «зародился длинный лен».

В воскресенье вечером «масленица» сжигается. Этот обряд обставляется со всей доступной для деревенской молодежи торжественностью. Еще загодя ребятишки, девушки и парни несут за околицу старые плетни, испорченные бочки, ненужные дровни и прочее и складывают из этих горючих материалов огромный костер. А часов в 8—9 к этому костру направляется печальная процессия, причем девушки жалобными голосами поют: «Сударыня-масленица, потянися». У костра «масленицу» ссаживают с саней и становят на снег, потом снимают с елки ленты и платки и делят их между девушками и поют масленичные песни. Когда же раздадутся слова песни: «Шли, прошли солдатушки из-за Дона, несли ружья заряжены, пускали пожар по дуброве, все елки, сосенки погорели, и сама масленица опалилась» — парни зажигают «сударыню-масленицу». Сожжение масленицы составляет, так сказать, заключительный аккорд деревенского веселья, за которым следует уже пост; поэтому присутствующие при сожжении обыкновенно швыряют в костер все остатки масленичного обжорства, как-то: блины, яйца, лепешки и прочее и даже зарывают в снег самый пепел масленицы, чтобы от нее и следов не осталось.


Масленица - один из русских календарных праздников. В этот день празднуются проводы Зимы и встреча Весны.

Каждому дню масленичной недели дано было свое имя:

Понедельник — Встреча;
Вторник — Заигрыши;
Среда — Лакомка;
Четверг — Разгул;
Пятница — Тещины вечерни;
Суббота — Золовкины посиделки;
Воскресенье — Прощеный день.



Масленичные обряды очень необычны и интересны, так как они сочетают в себе завершение периода зимних, праздничных ритуалов и открытие нового, весеннего периода праздников и обрядов, которые должны были способствовать получению богатого урожая. Поэтому в основе Масленицы лежит идея встречи и проводов, которая прослеживается во всех обрядах, будь то кукольные комедии или приготовление кулинарных блюд.

Поминальные обряды
К поминальным обрядам относится сжигание чучела, выпекание блинов и приготовление другой поминальной пищи. Такой, например, как рыба, которая в силу своей немоты осмысливалась в народной культуре как одна из ипостасей душ умерших. Да и снег тоже считался воплощением душ умерших, поэтому он использовался для гаданий, а блины на масленицу замешивались на талой, снежной воде.

С поминальным комплексом обрядов связаны и запреты на выполнение в этот период определенных хозяйственных видов работ, причем исключительно женских, таких как прядение и ткачество.

Эти запреты объяснялись боязнью навредить незримо присутствующим рядом душам умерших людей. Особенно эти запреты касались вечернего времени, из-за чего все вечера на масленицу назывались святыми.

Нарушение запрета грозило бедами и неприятностями не только для людей, но и для скота.

Масленичные костры — это тоже поминальный обряд, так как они служили своего рода приглашением умерших предков к обильному ужину накануне поста.

То есть, русская масленица по сути своей является аналогом Хэллоуина, ведь целью обоих праздников является «задабривание» духов на целый год вперед.

Брачно-семейные обряды
Другой важнейший масленичный комплекс обрядов связан с брачно-семейной тематикой, т.к. считалось, что брачные отношения должны были способствовать пробуждению земли и росту растений, обеспечивать будущий урожай.

Молодоженам устраивали «смотрины», ставили их к столбам у ворот и заставляли целоваться у всех на виду, а женщинам, состоящим в браке первый год, устраивали испытания посложнее- например, запрягали их вместо лошадей в сани и заставляли с песнями и прибаутками катать подруг по селу.

На масленицу теща приглашала молодых в гости «на блины» и должна была помазать голову зятя маслом, «чтоб был ласковым и к жене так же примаслился».

Еще один масленичный обряд — наказание не вступивших в брак в виде подвешивания колодки: на шею холостому парню или незамужней девушке подвешивалось полено, которое символизировало недостающую «половинку». С этой «парой» Наказанные должны были ходить целый день до вечера и терпеть бесконечные насмешки.

Земледельческие обряды
Третий комплекс масленичных обрядов — это земледельческий комплекс.

Все эти обряды связаны не с хлебными злаками , а с волокнистыми — льном и коноплей.

К таким ритуалам относится катание с гор: считалось, что кто больше раз скатится с горы или кто дальше проедет, у того и лен будет больше, поэтому в народе говорили, что идут кататься «на долгий лен».

Лен и конопля — растения так или иначе связанные с женским трудом, поэтому в большинстве случаев масленица воспринималась как женский праздник, и в большинстве обрядов женщинам отводилась главная роль (золовкины посиделки, тещины блины и т.д.).

"На проводы зимы" - рецепты

Закуска на проводы зимы

Тесто:
Пол литра молока
250 граммов пшеничной муки
2 яйца
2 столовые ложки подсолнечного масла
2 столовые ложки сахара
1 чайная ложка соли Начинка для блинной закуски:
1 сваренное вкрутую яйцо
5 граммов зеленого лука
10 граммов селедки
10 граммов отварного мяса
20 граммов взбитых белков
10 граммов сала
зелень петрушки и укропа

Приготовить тесто и испечь блины. На середину каждого блина выложить кусочек сельди (из которой предварительно удалить все косточки), четверть вареного яйца, зеленый лук. Блин свернуть рулетом.
На другой блин положить отварное мясо, нарезанное мелкими кусочками. На третий блин кладут шпик, нарезанный мелкими брусочками и обжаренный на сковороде. Готовые блины складывают на смазанную маслом сковороду без ручки, заливают взбитыми белками и запекают в духовом шкафу в течение нескольких минут.
Перед подачей на стол белки посолить и украсить зеленью петрушки и укропа.
В качестве начинки можно использовать любые другие продукты, соответственно вашим вкусам и пристрастиям.


--------------------------------------------------------------------------------

Блины с соусом из мака

Для теста:
350 граммов пшеничной муки
25 граммов дрожжей
пол литра молока
3 яйца
100 граммов сливок
100 граммов сахара Для макового соуса:
60 граммов мака
90 граммов сахара
30 граммов молока



Дрожжи, сахар и соль растворить в теплом молоке и все тщательно размешать до получения однородной массы. Добавить муку и еще раз перемешать. Готовое тесто отставить в теплое место на 4 часа. По истечении этого срока, тесто еще раз перемешать. Блины выпекать на смазанной жиром хорошо разогретой чугунной сковороде.
Мак тщательно промыть в прохладной воде, затем отварить, добавить сахар и тщательно растереть. В полученную смесь добавить кипяченое горячее молоко и все перемешать. Блины, перед подачей на стол, залить маковым соусом.


--------------------------------------------------------------------------------

Тыквенные блинчики

500 граммов тыквенного пюре
200 граммов пшеничной муки
пол литра молока
2 яйца 10 граммов дрожжей
1 столовая ложка сливочного масла
100 граммов сахара
соль по вкусу

Из отваренной тыквы приготовить пюре, влить в него подогретое молоко, добавить разведенные заранее дрожжи, сырые яйца и муку. Все перемешать до получения однородной массы и поставить в теплое место на пару часов. Затем добавить сливочное масло, сахар и соль по вкусу. Все снова перемешать и держать в теплом месте до тех пор, пока тесто не поднимется. Жарить блины на хорошо разогретой сковороде, смазанной жиром.


Сайт о праздниках

Hosted by uCoz